Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
Новости из первых рук
08.12.2011

Интервью с начальником Управления малого бизнеса ОАО

Андрей Петров - начальник Управления малого бизнеса ОАО "Сбербанк России". Профессиональный банкир - в банковской сфере с 2000 года. В разное время занимался вопросами кредитования корпоративных клиентов, проектным и инвестиционным финансированием. Последние годы основным фокусом своей работы считает развитие программ финансирования компаний малого бизнеса. Разработал и вывел на рынок линейку кредитных продуктов банка УРАЛСИБ (2008-2010 гг).

Является ведущим экспертом в области работы банков с малым бизнесом, глубоко понимает специфику и особенности данного сегмента клиентов. Уверен, что рост созидательного предпринимательства в России является главным условием для модернизации страны и развития класса ответственных, неравнодушных, успешных и уверенных в себе граждан.

С лета 2011 г. Возглавляет Управление малого бизнеса Центрального аппарата ОАО «Сбербанк России»


Как изменился подход к оценке малого бизнеса после кризиса 2008 года? К оценке его залогов?
Кризис не повлиял на наши инвестиции в развитие специализированных технологий финансирования малого бизнеса. В 2010 году мы запустили технологию «Кредитная Фабрика», которая позволяет предоставлять предпринимателям кредиты в сумме до 2 млн. рублей за три рабочих дня. При этом не требуется ни залог, ни подтверждение целевого использования полученного кредита.  За год работы технологии мы профинансировали более 38 тысяч заемщиков на общую сумму, превышающую 21 млрд. рублей.  Сегодня кредитный продукт «Доверие» на базе кредитной технологии «Кредитная фабрика» составляет серьезную конкуренцию дорогим краткосрочным займам у частных лиц или микрофинансовых организаций.

Кроме того, понимая, что кризис 2008-го серьезно затронул достаточно широкие слои предпринимателей (многие из них допустили просрочки по своим обязательствам, но расплатились), мы внедрили более лояльные условия к анализу кредитной истории наших клиентов, уделяя большее внимание текущему состоянию бизнеса клиента.

Какое направление в работе с МСБ сейчас наиболее популярно?
Безусловно, таким направлением мы считаем кредитование. Мы предлагаем нашим клиентам разнообразную линейку кредитных продуктов: базовую линейку кредитов, нацеленных на основные бизнес-потребности предпринимателя, а также наш, достаточно популярный у небольших предпринимателей, продукт «Кредит «Доверие».

Кроме того, мы  предлагаем Клиентам гибкий формат расчетно-кассового обслуживания в рамках единого договора банковского обслуживания. Клиенту достаточно один раз подписать необходимые документы в офисе банка и после этого «подключать» необходимые услуги, не выходя из собственного офиса. Сегодня, в рамках Единого договора, мы предлагаем услуги по ведению расчетного счета, суперпопулярную систему дистанционного обслуживания «Сбербанк Бизнес-ОнЛ@йн», гибкие и удобные депозиты.

Есть ли в Сбербанке беззалоговое кредитование малого бизнеса? На каких условиях оно осуществляется?
Год назад Сбербанк вывел на рынок кредитный продукт «Доверие», который не требует обеспечения, предоставляется на любые цели в течение 3-х рабочих дней. Максимальная сумма кредита – 2 млн. рублей, максимальный срок – 3 года. В настоящее время проходит специальная акция в честь 170-летия Сбербанка, подразумевающая сниженную годовую ставку по кредиту до 17% (при сроке кредита до 2 лет) и полное отсутствие каких-либо комиссий, что делает данный продукт, пожалуй, самым привлекательным на рынке

Какая у вас сейчас доля МСБ в общем кредитном портфеле? Как она изменилась за последние годы?  Каково качество портфеля?
Доля кредитов, предоставленных малому бизнесу, составляет около 8% от общего объема кредитного портфеля Банка. Мы работаем над увеличением этой доли. Так, темп роста портфеля малого бизнеса значительно превосходит темпы по прочим сегментам клиентов. В 2011 году он составил 26%.

Уровень качества кредитного портфеля на базе наших новых кредитных технологий достаточно высок, что позволяет нам работать над дальнейшим улучшением условий кредитования для наших Клиентов.

Предприятия какого сектора сейчас основные заемщики?

У кого банковские ресурсы наиболее востребованы?Конечно, структура нашего кредитного портфеля повторяет, во многом, отраслевую структуру компаний микро и малого бизнеса, с преобладанием оптовой и розничной торговли и сферы услуг. Данные компании являются и наиболее активными заемщиками. Тем не менее, мы верим в то, что малый бизнес в России должен играть активную роль и в производственных отраслях. Именно для поддержки и развития таких направлений бизнеса этой осенью мы выпускаем на рынок новый кредитный продукт «Бизнес-Проект». Основная «фишка» данного продукта в том, что объемы финансирования рассчитываются не только из финансового состояния действующего бизнеса, но и с учетом реализации нового направления в бизнесе нашего Клиента (например, ожидаемых доходов от запуска собственной производственной линии по расфасовке круп и т.п.). Сегодня «проектное финансирование», как правило, доступно средним или крупным клиентам, реализующим серьезные инвестиционные проекты. Мы же хотим сделать подобное финансирование доступным и для небольших компаний. «Бизнес-Проект» позволит клиенту профинансировать до 80%, а, в ряде случаев до 90% стоимости проекта. При этом максимальная сумма кредита составит до 300 млн. рублей, а срок кредитования до 10 лет.

Каковы  сейчас тенденции в кредитовании МСБ? Снижаются ли ставки, возрастают ли сроки кредитов? Какие условия по кредитам можно в данный момент считать рыночными?
Ни для кого не секрет, что сегодня складывается достаточно напряженная обстановка в мировой финансовой системе. Это связано, прежде всего, с долговыми проблемами развитых экономик. Конечно, это негативно сказывается на уровне ликвидности и российского банковского сектора. Уже сейчас мы отмечаем рост процентных ставок и стоимости заимствования для конечных заемщиков.

Что касается прочих условий финансирования, то на сегодняшний день у большинства игроков этого рынка достаточно схожие условия по срокам финансирования (до 2-3 лет оборотное кредитование, до 5-7 лет инвестиционные сделки), целевому назначению кредитов и условиям предоставления залогов.


По какому пути, на ваш взгляд, будет сейчас развиваться кредитование МСБ? Не помешает ли развитию этого направления сложности на финансовых рынках?
Сейчас об этом много говорят… Мы убеждены, что несмотря на возможные временные трудности, сектор малого бизнеса обладает хорошим потенциалом, которые еще не раскрыты полностью. Кроме того, компании сегмента более устойчивы к негативным последствиям различных шоков и кризисов. 

Какие у Сбербанка есть инновационные продукты в сфере кредитования малого бизнеса?

Этой осенью мы  запускаем уникальный для рынка продукт «Бизнес-Старт», на начало предпринимательской деятельности. Предлагаемое нами решение позволяет любому желающему начать собственный бизнес, выбрав из предлагаемых банком готовых, заранее просчитанных бизнес-решений. Такие «готовые решения» мы предлагаем на базе франшиз наших партнеров, а так же бизнес-решений, разработанных совместно с общественной организацией «ОПОРА России». Начинающий предприниматель получает не только финансирование, но и всестороннюю поддержку, обучение по всем ключевым компетенциям и навыкам.

За счет нового продукта мы рассчитываем вовлечь широкие круги населения в занятие собственным делом, собственным бизнесом. Финансовая самостоятельность, свобода выбора и ответственность – вот те ценности, которые мы хотим прививать нашим гражданам и нашим Клиентам.

Есть ли особенности технологии "Кредитная фабрика", применяемой в кредитовании малого бизнеса по сравнению с кредитованием физлиц по той же технологии?

В целом, технологии очень похожи – они базируются на скоринговой оценке заемщика по значимым факторам. Конечно, для предпринимателей мы дополнили эту модель оценкой бизнес-показателей.

Теги: Малый бизнес

Другие новости

Сбербанк в соц.сетях
Новости из первых рук